3deemon (3deemon) wrote,
3deemon
3deemon

Ветеран перегонщик.

Вслед уходящему празднику еще одно воспоминание из детства. Думаю, уже совсем скоро о войне будут судить не по воспоминаниям очевидцев, а по воспоминаниям людей, которые очевидцев видели...
Вспомнилась одна история из школы. Было это году в 1988 примерно. Накануне 9 мая естественно.
Привели к нам в класс ветерана. Тогда еще дефицита ветеранов не было. Хватало их. Были они еще не сильно старыми, более того многие из них играли вполне серьезную роль в жизни общества.
В нашу школу накануне праздника пришла целая делегация. Поэтому, в разных классах были разные люди.
Нам достался совсем не старый мужчина. Летчик. В сером костюме. Лет под семьдесят, наверное. Наград у него было немного, и все они были на костюме.
Он по мысли организаторов мероприятия должен был рассказывать о тяготах военной жизни, как тяжело досталась победа.
Что мне запомнилось? Он был красив, розовощек, парадно одет и совершенно не производил впечатления человека, которому нужно сочувствовать. Более того, он довольно откровенно косился на коротенькую юбку нашей молодой учительницы. Я это отметил с определенно степенью ревности, потому, что и сам на эту самую юбку покашивался. Не совсем еще понимая зачем, но косился уже прилично.
Он рассказал наизусть какой-то отрывок из Василия Тёркина. Небольшой. Потом рассказал, чем он собственно занимался во время войны. Он гонял самолеты с Аляски до Красноярска. Сначала они проходили всю трассу сами, потом трассу разбили на участки и они гоняли самолеты только по Якутии. Ну, то есть на самом страшном учатске. Если техника откажет, то садится, придется в тайгу. А там, в основном медведи. Или жуткий мороз. Кроме того, за самолеты американцам платили золотом. Это к вопросу о безвозмездных поставках лендлиза. Чушь. За самолеты точно платили. Причем платили дорого. Так, что жизнь пилота стоила гораздо ниже, чем самолет.
Но, техника была хорошей. Несколько раз отметил, что американские самолеты в то время не шли ни в какое сравнение с советскими. Очень хорошие были машины.
Рассказал, что три раза садился на тонкую полоску земли между сопкой и рекой. Но все обошлось.
Ранений и увечий не было. Немцев за всю войну не видел ни разу. Говорил, что в их полку, были жертвы среди пилотов, - по разным причинам. Кто-то просто не успевал освоить технику, кому-то не везло с погодой. Были и отказы техники, но не часто. Большинство из погибших просто терялись и не могли найти свой аэродром.
Многие, особенно в конце войны просились в боевые части. Переводили некоторых, но пилотов не хватало и на перегоне.
Про суровые северные условия он не особо говорил, - благо дело было в Якутске и мы все прекрасно знали что такое -60, на собственно шкуре.
После войны он стал летчиком гражданской авиации. Летал на разных лайнерах, командиром.
Насколько я понял, на пенсию он вышел совсем недавно.
Потом долго рассказывал про авиацию в принципе, без привязки к войне. Страшно агитировал идти учится на пилота, причем обязательно в Ульяновск. Говорил, что там лучшая в союзе школа.
В общем, ветераны - они очень разные. Но все достойны уважения.
Tags: 9 мая, ветераны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments