3deemon (3deemon) wrote,
3deemon
3deemon

Ветеран перегонщик.

Вслед уходящему празднику еще одно воспоминание из детства. Думаю, уже совсем скоро о войне будут судить не по воспоминаниям очевидцев, а по воспоминаниям людей, которые очевидцев видели...
Вспомнилась одна история из школы. Было это году в 1988 примерно. Накануне 9 мая естественно.
Привели к нам в класс ветерана. Тогда еще дефицита ветеранов не было. Хватало их. Были они еще не сильно старыми, более того многие из них играли вполне серьезную роль в жизни общества.
В нашу школу накануне праздника пришла целая делегация. Поэтому, в разных классах были разные люди.
Нам достался совсем не старый мужчина. Летчик. В сером костюме. Лет под семьдесят, наверное. Наград у него было немного, и все они были на костюме.
Он по мысли организаторов мероприятия должен был рассказывать о тяготах военной жизни, как тяжело досталась победа.
Что мне запомнилось? Он был красив, розовощек, парадно одет и совершенно не производил впечатления человека, которому нужно сочувствовать. Более того, он довольно откровенно косился на коротенькую юбку нашей молодой учительницы. Я это отметил с определенно степенью ревности, потому, что и сам на эту самую юбку покашивался. Не совсем еще понимая зачем, но косился уже прилично.
Он рассказал наизусть какой-то отрывок из Василия Тёркина. Небольшой. Потом рассказал, чем он собственно занимался во время войны. Он гонял самолеты с Аляски до Красноярска. Сначала они проходили всю трассу сами, потом трассу разбили на участки и они гоняли самолеты только по Якутии. Ну, то есть на самом страшном учатске. Если техника откажет, то садится, придется в тайгу. А там, в основном медведи. Или жуткий мороз. Кроме того, за самолеты американцам платили золотом. Это к вопросу о безвозмездных поставках лендлиза. Чушь. За самолеты точно платили. Причем платили дорого. Так, что жизнь пилота стоила гораздо ниже, чем самолет.
Но, техника была хорошей. Несколько раз отметил, что американские самолеты в то время не шли ни в какое сравнение с советскими. Очень хорошие были машины.
Рассказал, что три раза садился на тонкую полоску земли между сопкой и рекой. Но все обошлось.
Ранений и увечий не было. Немцев за всю войну не видел ни разу. Говорил, что в их полку, были жертвы среди пилотов, - по разным причинам. Кто-то просто не успевал освоить технику, кому-то не везло с погодой. Были и отказы техники, но не часто. Большинство из погибших просто терялись и не могли найти свой аэродром.
Многие, особенно в конце войны просились в боевые части. Переводили некоторых, но пилотов не хватало и на перегоне.
Про суровые северные условия он не особо говорил, - благо дело было в Якутске и мы все прекрасно знали что такое -60, на собственно шкуре.
После войны он стал летчиком гражданской авиации. Летал на разных лайнерах, командиром.
Насколько я понял, на пенсию он вышел совсем недавно.
Потом долго рассказывал про авиацию в принципе, без привязки к войне. Страшно агитировал идти учится на пилота, причем обязательно в Ульяновск. Говорил, что там лучшая в союзе школа.
В общем, ветераны - они очень разные. Но все достойны уважения.
Tags: 9 мая, ветераны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments